Наверх

В связи с проведением мероприятий правового характера к Дню правовой помощи детям публикуем тематические материалы, посвящённые вопросам защиты прав несовершеннолетних и  предоставленные Кировской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.


Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1) Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Данная задача предполагает реализацию субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и оказание на них профилактического воздействия.

Отправные положения, касающиеся организации деятельности в рассматриваемой сфере, сформулированы в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних:

- важность систематического изучения проблемы и выработки мер реагирования;

- обеспечение возможностей в области получения образования, создание системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей;

- использование правовых и организационных средств, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;

- допустимость вмешательства официальных органов с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;

- подготовка к жизни в обществе и интеграция в него всех детей и молодых людей и др.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами власти и общественными объединениями в пределах предоставленных им полномочий и прав.

2) Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Данная задача вытекает из положений ст. 2 Конвенции о правах ребенка, которая предусматривает, что государства-участники уважают и обеспечивают права каждого ребенка, находящегося в пределах их юрисдикции. Они обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, семейным законодательством, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" и другими нормативными правовыми актами РФ.

Права несовершеннолетних на уровне их общеправового статуса провозглашены нормами Конституции. Речь идет о праве на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, образование, судебную защиту и другие.

В рамках специального правового статуса права ребенка нашли отражение в Конвенции о правах ребенка и детализированы в положениях СК (гл. 11), ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" (ст. ст. 9 - 12). Это, в частности:

- право жить и воспитываться в семье;

- право на общение с родителями и другими родственниками.

- право на защиту, в том числе на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих);

- право на охрану здоровья, отдых и оздоровление;

- право ребенка выражать свое мнение;

- право на имя, отчество и фамилию, на изменение имени и фамилии;

- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности на доходы, имущество, полученное в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Защита прав детей гарантируется как нормами международного права, так и национальным законодательством. В частности, согласно ст. 15 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Защита прав детей, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляется федеральными органами государственной власти. Помимо этого, государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации осуществляют деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Легальное понятие законных интересов несовершеннолетних в законодательстве отсутствует. В доктрине под законными интересами несовершеннолетних понимается объективно обусловленный, юридически установленный предел для родителей и заменяющих их лиц (законных представителей) с целью достижения наилучшего результата в обеспечении разнообразных потребностей несовершеннолетнего, охраняемый и защищенный на основании закона уполномоченными субъектами.

3) Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

В доктринальных источниках социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних определяется как педагогический процесс реализации системы мер, направленных на выявление внутренних ресурсов личности несовершеннолетнего, восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психофизических и социальных функций, социального статуса и активизацию его жизнедеятельности в социуме, формирование положительного социального опыта, социально-ценностных отношений, способствующих преодолению трудных, критических ситуаций.

 

4) Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Выявление случаев вовлечения и склонения несовершеннолетних к указанным выше действиям осуществляется всеми субъектами профилактики в рамках реализации своих полномочий в рассматриваемой сфере.

Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий, а также склонение их к суицидальным действиям, в зависимости от фактических обстоятельств, влечет уголовную ответственность по ст. ст. 110.1, 150, 151, 151.2, 240 УК.

Административная ответственность наступает за вовлечение несовершеннолетних в совершение ряда противоправных действий:

- употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ - ст. 6.10 КоАП;

- потребление табака - ст. 6.23 КоАП.

 

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Органы и учреждения, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Предоставление жилья детям-сиротам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (далее - дети-сироты) имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем (п. п. 1, 4, 5, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ).

При этом федеральным законодательством не предусмотрена компенсация расходов за наем жилых помещений детям-сиротам до обеспечения их жильем из специализированного жилищного фонда. Однако указанная компенсация может быть установлена региональным законодательством.

Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством.


Как стать приемными родителями.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (ст. 152 Семейного кодекса РФ).

Приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица (супруги или одинокие лица как женского, так и мужского пола), желающие взять оставшегося без попечения родителей ребенка (детей) на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка (ст. 153 Семейного кодекса РФ).

Не могут быть приемными родителями отдельные категории граждан, которые в силу тех или иных причин не могут обеспечить надлежащее воспитание детей. К ним относятся (п.п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):

1)лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

2)лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

3)лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

4)бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

5)лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

6)лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

7)лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых нельзя принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью;

8)лица, не прошедшие подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

9)лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами этого государства и не состоящие в браке.

 

Особенности взыскания алиментов на ребенка-инвалида.

 

Взыскание алиментов на ребенка-инвалида до достижения им совершеннолетия производится в общем порядке. После достижения совершеннолетия нетрудоспособный ребенок вправе сам обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право на алименты имеет и нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом (ребенком - инвалидом с детства I группы).

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (п. 1 ст. 80, п. 1 ст. 85 Семейного кодекса РФ). К нетрудоспособным совершеннолетним детям относятся лица, признанные инвалидами I, II или III группы.

Требование о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка-инвалида, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц, а также если требование не связано со взысканием алиментов в твердой денежной сумме, рассматривается в порядке приказного производства (ст. ст. 80 - 84 СК РФ; ст. 122 ГПК РФ; п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»).

Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 120 СК РФ).

Требование о взыскании алиментов на нетрудоспособного совершеннолетнего рассматривается в порядке искового производства. Иск о взыскании алиментов может подать сам нетрудоспособный совершеннолетний, а если он в установленном законом порядке признан недееспособным, это может сделать его опекун (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 56).

При этом нетрудоспособный совершеннолетний ребенок считается нуждающимся в помощи, если его материальное положение не является достаточным для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных услуг и т.п.) (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 56).

Размер алиментов на нетрудоспособного совершеннолетнего ребенка может быть определен на основании соглашения сторон. Если такое соглашение не достигнуто, размер алиментов определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон (п. 2 ст. 85 СК РФ; п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 56).

При взыскании алиментов суд может установить период, в течение которого они подлежат взысканию (например, на период установления истцу инвалидности, если установлен срок переосвидетельствования учреждением медико-социальной экспертизы). В таком случае в решении суда указывается конкретная дата, до наступления которой алименты подлежат взысканию с ответчика ежемесячно (абз. 3 п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 56).

 

Яндекс.Метрика